Задержка речи у детей

Наталья Коньшина

Наталья Коньшина

детский невролог, кандидат медицинских наук

23.11.2023

·

Время на чтение: 5 минут

null

Нарушение формирования речи у детей в современном мире встречается довольно часто: по данным статистики каждому десятому ребенку требуется вмешательство специалистов для коррекции речевого развития. Поэтому сегодня я бы хотела обсудить с вами, что означают эти странные три буквы ЗРР (задержка развития речи) в заключении детского невролога, стоит ли по этому поводу волноваться и что делать, чтобы помочь ребенку заговорить.

Начнем с того, что нарушение развития речи – это не диагноз. Точно так же, как головная боль может быть симптомом и мигрени, и сотрясения мозга, и гриппа, нарушение формирования речи – это симптом, возникающий вследствие абсолютно разных причин. И для выяснения этих причин очень важна диагностика.

Что такое задержка развития речи

Первые годы жизни ребенка неразрывно связаны с интенсивным развитием его мозга. Такой колоссальный скачок в развитии, как в раннем детстве, в нашей жизни больше никогда не повторяется. Если задуматься, то всего за два года малыш из существа, которое только и может, что спать, есть и кричать, превращается в довольно самостоятельную личность, умеющую целеустремленно передвигаться, разговаривать и размышлять. Подобные метаморфозы, безусловно, не возникают на ровном месте: все навыки, которым дети обучаются за время своего развития, формируются последовательно и основываются на генетических предпосылках.

В неврологии развития (это раздел науки, который изучает мозг с точки зрения формирования его функций в процессе развития ребенка) есть понятие сенситивных периодов. Так называют оптимальные для появления определенных навыков периоды жизни. Для них значимы как генетический базис, так и воздействие факторов окружающей среды.

Для формирования тех или иных навыков нашего организма (и мозга в том числе) должно совпасть соблюдение ряда условий: нужная степень зрелости различных отделов регуляции, соответствующие гормональные изменения, формирование либо угасание рефлексов и т.д. Так, первые осознанные слова ребенок говорит уже в год, к двум годам формируется простая фразовая речь. То есть в это время в мозге ребенка все готово для речевого скачка. И если его не происходит – необходимо с этим разбираться.

Ребенок первых лет жизни должен наблюдаться у невролога, который отслеживает своевременное формирование различных навыков, в том числе и речи. И если речь малыша не совпадает с нормами, принятыми для определенного возраста (например, в полтора года нет слов, в два года нет простых фраз), врач может озвучить термин «задержка развития речи». Но это, как мы с вами уже обсудили, не диагноз, а симптом, с причиной которого нам нужно будет разбираться.

В настоящее же время всем нам известно, что процессы формирования функций головного мозга продолжаются всю жизнь.

Еще совсем недавно считалось, что если навык не сформировался за время своего сенситивного периода, то потом этого уже и не произойдет. В настоящее же время всем нам известно, что процессы формирования функций головного мозга продолжаются всю жизнь. И даже если ребенок не говорит в 5 лет, это не значит, что речь у него не появится в более старшем возрасте. Что, в общем-то, мы часто наблюдаем на примере детей с РАС (расстройством аутистического спектра).

Что делать, если ребенку поставили задержку развития речи

Ну, во-первых, не ждать. Все эти истории про то, что «у нас дедушка заговорил в 5 лет, и внук заговорит, никуда не денется», как правило, ничем хорошим не заканчиваются. Чем раньше мы узнаем причину нарушения формирования речи у вашего ребенка, тем быстрее сможем подобрать оптимальные методы коррекции.

Во-вторых, обратиться к специалисту профильного направления. Начинать лучше с похода к врачу-неврологу, который, если это будет необходимо, направит на диагностику и консультации к смежным специалистам.

В-третьих, не стоит ограничивать попытки улучшить речь вашего ребенка исключительно занятиями с педагогами и логопедами. Эти специалисты, безусловно, нужны, но только на этапе, когда ребенок уже посетил врача, и тот определил причины нарушения его развития.

Речь – это вишенка на торте под названием коммуникация.

Отсутствие речи – самая частая жалоба среди родителей пациентов, которых я наблюдаю. Но, как правило, это лишь вершина айсберга. Нужно понимать, что речь необходима нам, людям, главным образом для коммуникации между собой. К сожалению, под общей проблемой «не говорит» могут скрываться и другие состояния: не реагирует на собственное имя, не понимает обращенную речь, не выполняет просьбы взрослого, не использует даже жесты, не жует твердую пищу и прочее. На это также стоит обращать внимание.

Что нужно исключить и какие обследования может назначить невролог при задержке речи

Когда человек представляет себе невролога, в его голове обычно возникает образ врача с молоточком в руках. Но в вопросах речи молоточек нам точно не понадобится. Некоторые мои пациенты до сих пор удивляются, когда я назначаю им анализы крови или какие-либо другие исследования, кроме обычного неврологического осмотра.

Что же может порекомендовать вам невролог в случае, если у ребенка есть нарушения формирования речи?

1. Проверка слуха.

Несмотря на то, что всем детям в родильном доме проверяют слух, его нужно перепроверить в более старшем возрасте, если ребенок не говорит, и уж тем более если есть проблемы с пониманием обращенной к себе речи. Слух ребенка в этом случае проверяют комплексно: начиная с определения состояния наружного уха и заканчивая исследованием ответов подкорковых структур головного мозга на звуковые стимулы – КСВП (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы; это исследование показывает, какую громкость окружающих звуков ребенок способен услышать).

Пожалуйста, не игнорируйте это обследование! К сожалению, в моей практике не раз встречались случаи, когда ребенок, годами наблюдающийся с диагнозом аутизм, оказывался глухим.

2. АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы).

В отличие от проверки слуха, где мы узнаем, звуки какой громкости ребенок слышит, методика АСВП помогает нам понять, с какой скоростью мозг ребенка проводит аудиторный сигнал. Эта скорость связана с процессами миелинизации в головном мозге – то есть зрелостью его нейронных связей.

Есть такое понятие – центральное нарушение слуховой обработки (Central Auditory Processing Disorder). Под CAPD понимается состояние, когда при сохранном физиологическом слухе нарушается или не развивается способность мозга фильтровать и интерпретировать звуки. Люди с таким нарушением не в состоянии воспринимать и использовать слуховую информацию, так как мозг не может адекватно обработать сигналы, поступающие от периферических отделов.

3. ЭЭГ (электроэнцефалография).

ЭЭГ- это исследование функционального состояния головного мозга. Его основная цель – исключить эпилептические нарушения, которые не проявляются судорогами, но могут нарушать развитие ребенка. Такие состояния называются эпилептическими энцефалопатиями. ЭЭГ в таком случае проводят во сне, потому что патологические изменения регистрируются именно ночью, а в дневное время могут вовсе отсутствовать.

4. Различные лабораторные исследования.

В зависимости от истории развития вашего малыша врач может рекомендовать вам исследования гормонов щитовидной железы и других органов эндокринной системы, метаболического профиля и прочие анализы.

5. Консультация генетика.

Если, помимо нарушения речи, врач заметит у ребенка какие-либо внешние особенности, он может рекомендовать консультацию генетика. Существует множество генетических синдромов, для которых характерны нарушения речи: например, синдром Дауна, синдром Ангельмана, синдром Ретта и другие.

6. МРТ (магнитно-резонансная томография) головного мозга.

МРТ- это исследование назначается в том случае, если история развития ребенка, особенности его внешнего вида и сопутствующие состояния вызывают опасения о наличии каких-либо структурных аномалий развития нервной системы.

Безусловно, врач не будет назначать весь этот набор исследований каждому пациенту. Выбор всегда основывается на истории развития и родов, внешних признаках, сопутствующих состояниях и т.д.

Как лечится нарушение формирования речи

Как мы с вами уже знаем, нарушение речи – это симптом, который может быть обусловлен многими факторами: гормональными сбоями, эпилептическими изменениями, генетическими поломками и т.д. Тактику лечения всегда определяет врач после обследования. К сожалению, не существует волшебной таблетки, которая запустила бы речь всем без исключения малышам. Поэтому тактика лечения и подбор педагогической коррекции всегда осуществляются индивидуально.

В каких-то случаях будет требоваться и медикаментозная коррекция. Так, например, если мы диагностировали эпилептическую энцефалопатию, которая нарушает развитие ребенка, врач будет рекомендовать лечение препаратами от эпилепсии. Если есть нарушения гормонов щитовидной железы, будет рекомендована консультация эндокринолога и коррекция этого состояния у него.

Если медицинских причин нарушения развития речи нет, врач направит на консультацию к логопеду-дефектологу, который подберет реабилитационную программу в соответствии с состоянием ребенка.

Немедицинские причины нарушения формирования речи у детей.

В заключение хотелось бы остановится на важном моменте, с которым, к сожалению, мы тоже часто сталкиваемся.

Современная окружающая среда несет агрессивную для развивающейся нервной системы наших малышей информационную нагрузку. Мозг человека не успевает адаптироваться с той же скоростью, с какой в последнее время движется технический прогресс. Еще 10 лет назад не каждый из нас неотрывно держал при себе смартфон или планшет. Хотя зрительной информации и тогда уже было с избытком: дома редко выключались телевизоры, видеоплееры, приставки и ПК с мультфильмами. Но это дома! Сейчас же, независимо от того, где мы находимся, в любой непонятной ситуации можно включить гаджет – и чадо затихнет. Да, родителям это очень удобно: есть время спокойно сделать дела или отдохнуть. Но такой колоссальный поток информации очень вреден для развития ребенка.

Возросшее использование гаджетов – практически с пеленок – также снижает темпы развития речи у современных детей. Меня всегда удивляет, когда двухлетний малыш на консультации не может ответить, как его зовут, но мастерски открывает YouTube на родительском телефоне и находит там свой любимый мультфильм.

Частой причиной, отягощающей развитие речи, может быть пустышка, которую малыш не выпускает изо рта 24/7: попробуйте поговорить, если ваш рот всегда занят.

Несвоевременное введение твердой пищи. Как ни странно, для жевания и говорения мы пользуемся одними и теми же мышцами. Задумывались ли вы когда-нибудь об этом? Речь – это сложный двигательный акт на основе работы речевой мускулатуры. На первом году жизни в триаде «глотание-жевание-речь» формируются тонус артикуляционных мышц и ощущения от их движений. Не случайно так эволюционно сложилось, что к году у ребенка уже достаточно зубов, чтобы грызть и жевать. Это помогает развивать мышцы его ротовой полости, что способствует и речевому развитию в том числе.

Ну и напоследок – наша с вами увлеченность смартфонами и прочими гаджетами. Если еще 30 лет назад взрослые в окружении ребенка в большей степени общались друг с другом и малышом, читали ему вслух книги, то сейчас многие сводят общение к минимуму, а свободное от работы время посвящают своему виртуальному миру, в лучшем случае включив аудиосказки на умной колонке. Из-за этого речевое развитие детей страдает, а их опыт восприятия речи в разы меньше, чем был несколько десятилетий назад.

Появление речи – важный этап развития малыша, которого ждут все родители. Не пропускайте плановые осмотры у своего невролога. Если вы замечаете какие-либо отклонения в развитии малыша, своевременно сообщайте об этом врачу: ведь чем раньше мы узнаем причину, тем проще нам будет на нее воздействовать. Берегите себя и своих детей, не пренебрегайте важным! Записаться к специалистам вы можете через сайт SkyDoc.

Я желаю всем родителям вовремя услышать заветные «мама» и «папа»!

  • Telegram

  • Facebook

  • Whatsapp